Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел языком, зависит качество его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации. Поэтому большинство родителей стремятся к тому, чтобы ребенок в полной мере и своевременно овладел этим навыком.
Учась говорить, ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – «гуление», воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в «багаже» карапуза насчитывается от 2 до 10 «слого-слов» (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень «упрощенных») слов! И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде «киса ку-ку» или «папа, пока»). Сначала ребенок запоминает названия предметов (существительные) или «упрощенные» обозначения действий (ам-ам, пи-пи), затем – действия (глаголы), затем – характеристики (прилагательные, числительные).
В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, то к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее, многие родители (может, это и к лучшему), не хотят пускать процесс «на самотек» и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.
Как научить ребенка говорить как можно быстрее и правильнее:
- Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где карапузы начинают говорить раньше, чем ходить.
- Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.
- Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
- Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.
- Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.
- Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.
- Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова.
- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов..




4
2


Казалось бы наоборот должен раньше заговорить, а нет. Молчим пока.
, но выговаривает четко. Некоторые заменяет жестами (нету, мало, большая, дай), когда учу ее говорить новое слово, она внимательно следит за моими губами, потом сама повторяет, но беззвучно. На этом наши старания прекращаются потому, что ей надоедает, а я все больше убеждаюсь, что учиться говорить у нее и желания-то немного. 